Полярный исследователь Георгий Седов

Декабрь 27th, 2009 by venyura

venyura

35 лет назад, пробиваясь к Северному полюсу, погиб отважный полярник Георгий Яковлевич Седов. Седов — один из русских героев, которые отдали жизнь во славу Родины, во имя освоения исключительно важного для нашей страны района Крайнего Севера.

Еще с незапамятных времен северные земли и моря своими богатствами и загадочностью привлекали внимание русских людей. Не страшась суровых условий и опасностей, они пускались в плавание среди льдов, осваивая северные берега, промышляли морского зверя и драгоценную пушнину.

Aurora Borealis, the colored lights seen in the skies around the North Pole, the Northern Lights, from Bear Lake, Alaska, Beautiful Christmas Scene, Winter Star Filled Skies, Scenic Nature

Однако не только промышлять сюда ходили русские люди. Честь основных географических открытий на дальнем Севере принадлежит именно нашим соотечественникам.

Так, в в. русскими общественными деятелями — посланником Дмитрием Герасимовым и толмачом Василием Власовым была выдвинута идея «возможного прохода» на восток, в Индию и Китай, в обход Азии с севера. Поиски этого пути влекли русских мореплавателей все далее в высокие широты Арктики.

Гениальный русский ученый Ломоносов специально изучал историю плаваний в Арктике и первым разработал проект «изыскания морского пути в Индию» через Северный полюс. Экспедиция, снаряженная по его инициативе под начальством Василия Чичагова, дважды доходила до кромки сплошных льдов. Это была первая экспедиция, направлявшаяся собственно к Северному полюсу и через полюс к Америке.

В борьбе за Арктику особенно ярко проявлялись национальные черты русского народа: предприимчивость, смекалка, необычайная отвага, выносливость, железное терпение, чувство товарищества, способное преодолеть все преграды.

Во второй половине XIX в. в Арктике было сделано важное открытие. Знаменитый русский географ Кропоткин на основании изучения системы морских течений и дрейфа льдов высказал предположение о том, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собою».

Метки: , , , , , ,
Posted in область

Ежемесячно в районах области читается свыше 1500 лекций.

Декабрь 17th, 2009 by gema

gema

Еще большее привлечение к работе членов-соревнователей — путь к значительному увеличению числа лекций. Московское отделение подготовило для членов-соревнователей тексты лекций на темы: «Как получить высокие удои молока», «Что дает механизация сельского хозяйства», «Что дает электрификация сельского хозяйства», «Как получить 25 тонн картофеля с гектара» и другие.

Cochise County Travel & Tourism

В помощь членам-соревнователям привлекаются действительные члены Общества. Так, например, в Талдомском районе для лекторов колхозных лекториев был созван однодневный семинар, на котором читались лекции специалистами — действительными членами Общества. Эту практику мы будем всемерно расширять.Решения IX Областной и VIII Городской объединенной конференции ВКП(б) являются боевой программой для дальнейшей работы Московского отделения Общества. Созданная организационная база позволяет значительно расширить лекционную пропаганду в районах области.описания крайнего севера Новой Земли. Седод > :-крыл горный хребет, назвав его именем Ломоносова. Первым из исследователей он пешим путем достиг северной оконечности Новой Земли — мыса Желания — и описал обе его стороны, западную и восточную. В результате напряженной и полной опасностей работы выяснилось, что очертания северной части Новой Земли совсем не такие, какими они были показаны на картах.

Весной материалы зимних» работ были отправлены на шлюпке на юг — в Крестовую губу, а оттуда— в Архангельск.

Сняться с места зимовки удалось только в начале сентября 1913 г. 13 сентября «Фока» был уже во льдах у берегов Земли Франца-Иосифа. Исследуя берега этого архипелага, Седо в провел судно до бухты, которую он назвал Тихой. Здесь, у подножья крутых скал и ледников острова Гуксра, экипаж вынужден был встать на вторую зимовку, особенно тяжелую, без топлива. Вторая полярная ночь оказалась для экспедиции гораздо труднее, люди заболели цынгой, но гидрографические работы продолжались.

Метки: , , , , , ,
Posted in область

Широкий размах лекционной работы

Декабрь 9th, 2009 by ksyura

ksyura

Привлечение новых многочисленных кадров лекторов — не только не заслонял, но, наоборот, выдвигал на первый план борьбу за высокое качество лекций, их идейный и научный уровень.

Основную роль в повышении качества лекций призваны сыграть методические секции. Мы их организовали при городских и районных уполномоченных по различным разделам тематики в зависимости от экономического профиля района и наличия квалифицированных сил по той или иной отрасли знания. Тексты лекций предварительно обсуждаются на заседании секций.
Оживленно проходили заседания секции Раменского района, где обсуждались тексты лекций на темы: «Демократические основы организации и деятельности советского суда», «Великий ученый биолог и преобразователь природы Мичурин», «История возникновения и развития Москвы», «Государство и право» и др. Однако надо признать, что далеко не во всех районах секции развернули свою работу.

I've got the blues...

Московское областное отделение ведет лекционную работу только в районах области. Поэтому секции при отделении не создаются.

Решением президиума правления Всесоюзного общества при отделении созданы методические группы по отраслям знаний, на которые возложено оказание методической помощи соответствующим секциям в районах и разработка текстов лекций для чтения членами-соревнователями.

Правление Московского областного отделения считает своей важнейшей задачей привлечение к активной работе членов-соревнователей и оказание им методической помощи в подготовке к чтению лекций. С этой целью разработаны для групп содействия организационно-методические указания о порядке привлечения и использования членов-соревнователей в лекционной работе, разосланы библиотечки изданных Всесоюзным обществом лекций.

Метки: , , , , , ,
Posted in московское

Дифференцированная лекционная работа

Декабрь 1st, 2009 by antonya

antonya

Кроме общегородских, обще районных, заводских, цеховых и колхозных лекториев, в районах области созданы лектории для отдельных групп трудящихся: учителей, инженерно-технических работников, торговых работников, учащихся и дает возможность полнее учесть запросы населения, ориентироваться при чтении лекций на определенный уровень слушателей, повышая тем самым их интерес к лекциям.Областное отделение, составляя квартальные тематические планы лекций, стремилось наиболее полно учесть запросы трудящихся и осветить наиболее актуальные вопросы современного периода.

Exploring the Mississippi Headwaters Sign

Важнейшее событие в научной жизни страны — августовская сессия ВАСХНИЛ, доклад академика Лысенко — нашло самое широкое отражение в пропагандистской лекционной работе Московского отделения. На эти темы было прочитано свыше лекций, в том числе 60 лекций прочитано специально для интеллигенции и партийного актива. Значительное число лекций было посвящено знаменательным датам —тридцатилетию ВЛКСМ, 100-летию со дня смерти Белинского, 50-летию МХАТ.-Призыв московских предприятий к борьбе за сверхплановые накопления, за ускорение оборачиваемости оборотных средств также нашел серьезное отражение в лекционной работе в районах области. На эту тему читались и читаются циклы лекций для производственного актива в Подольске, Орехово-Зуеве, Ухтомском, Раменском, Мытищинском и других районах. В Кунцевском районе члены Общества — работники Грибовской селекционной станции во главе с академиком Ушаковой читали лекции на восьми кастовых семинарах по вопросам овощеводства и бахчеводства.

Разработанные специальные циклы лекций на темы: «Сталинский план преобразования природы», «Мичуринские чтения», «Пушкинские чтения», «Прошлое и настоящее Московской области» и другие читались на крупнейших предприятиях и в учреждениях районов и городов. Совместно с Московским Комитетом ВЛКСМ Областное отделение проводит семинары комсомольского актива.

Метки: , , , , , ,
Posted in область

Цеховые лектории

Ноябрь 23rd, 2009 by dashuha

dashuha

Для того чтобы составить представление о тематике цеховых лекториев, можно привести несколько примеров из майского плана лекториев на заводе имени Куйбышева. Так, действительный член Общества инженер Птнцын читал лекцию о скоростных методах фрезерования, действительный член Общества Ефремцев — о Пушкине и нашей современности. В тематическом плане цеховых лекториев мы находим и лекцию о Всемирном конгрессе сторонников мира и о семье и браке в социалистическом обществе. Широкий круг тем охватывает и вопросы новых достижений в машиностроении, и современное положение в Германии, и как устроен и живет организм человека.

Все это приводит к тому, что цеховые лектории охотно посещаются рабочими и оказывают заметное влияние на повышение их культурно-технического уровня, на повышение производительности их труда. Несомненно, повышают куль-гуру лекционной пропаганды на предприятиях. Положительный опыт работы цеховых лекториев на предприятиях Коломны уже подхвачен и другими крупными предприятиями, расположенными в районах области.
Наряду с Балашихинской и Коломенской большую работу развернули и Орехово-Зуевская (уполномоченный т. Алексеев), Пав-лово-Посадская (уполномоченная т. Алку-нина), Кунцевская (уполномоченная т. Барш), Мытищинская (уполномоченный т. Коробов) и другие группы содействия.

Одновременно с организацией групп содействия отделение уделило много внимания руководству созданными группами. Совместно с Московским Комитетом партии, Областное отделение созывало совещания городских и районных уполномоченных Общества для обсуждения важнейших вопросов и обмена опытом работы. Со всеми избранными уполномоченными работниками отделения проводились инструктивные беседы. Работа многих групп обследовалась на местах, и на заседаниях в отделении заслушивались результаты обследований и доклады отдельных уполномоченных. Отделение разрабатывает и регулярно рассылает специальные конструктивно-методические письма, содержащие описание опыта работы наиболее передовых групп содействия, работы секций и членов соревновательный.

Метки: , , , , , ,
Posted in московское

Балашихинская группа принимала содействия

Ноябрь 14th, 2009 by mihay

mihay

Также активное участие в создании курсов по переподготовке председателей колхозов, секретарей сельсоветов и специалистов сельского хозяйства, на которых занимается 75 человек. Организован цикл лекций для заведующих избами-читальнями. Член Общества проф. Игнатьев оказал помощь педагогам в организации пришкольных мичуринских участков.
Группа содействия проявила инициативу в создании краеведческого музея.Активно участвуют в работе по распространению знаний и члены Общества проф. Боголюбский, проф. Радзивилловский, доценты Чернов, Егошин, Фирстов, Макарова, Томилин, Белкина, Аникина, Щербакова, а также передовые педагоги района Фофан-ская, Губанова, Либединский и другие, систематически читающие лекции для населения. Многогранная деятельность Балашихинской группы содействия показывает, чью члены этой группы глубоко поняли задачи Общества и находятся на верном пути. Опыт Балашихинской группы широко распространяется отделением Общества по всем районам области. Он безусловно заслуживает внимания и других областных отделений.

Очень интересен и опыт Коломенской городской группы содействия, которую возглавляет уполномоченный Общества т. Филатов. Эта группа проявила ценную инициативу в организации цеховых лекториев. На заводах имени Куйбышева, «Текстиль-маш» и других предприятиях организовано 14 цеховых лекториев. Тематика лекций разрабатывается группой совместно с общественными организациями каждого предприятия и охватывает как общие, так и местные производственные вопросы. Как правило, лекции в цеховых лекториях читаются членами Общества — работниками данного предприятия.

Цеховые лектории оборудованы в красных уголках. По утвержденному плану лекции читаются три раза в месяц. На первых порах лекции читались в обеденные перерывы, но очень скоро стало очевидным, что тридцатиминутные, по сути скомканные лекции мало достигают цели, не удовлетворяют рабочую аудиторию. Теперь лекции читаются по окончании смены, когда рабочие располагают временем и могут не только прослушать полноценную лекцию, но и задать лектору вопросы, получить необходимые разъяснения.

Метки: , , , , , ,
Posted in московское

Группы содействия ведут свою работу в двух направлениях

Ноябрь 7th, 2009 by verulya

verulya

Вовлечение интеллигенции в члены Общества и организация лекционной пропаганды. Группы разрабатывают тематические планы лекций с учетом не только общих, но и местных задач.

Многие группы содействия широко развернули свою работу и превратились в серьезную общественную силу, активно влияющую на успешное решение задач, поставленных послевоенной сталинской пятилеткой, силу, способствующую коммунистическому воспитанию трудящихся.
Dave Cater from MDDA (Local to Global)

Для примера остановимся на опыте работы Балашихинской группы содействия, которую возглавляет заслуженный деятель науки проф. Азимов. Эта группа, состоящая из весьма инициативных людей, сумела быстро найти необходимые формы и методы своей работы, сумела широко использовать огромную тягу передовой интеллигенции района к почетному патриотическому делу распространения политических и научных знаний. Балашихинская группа содействия вовлекла в ряды Общества 268 чел. (78 действительных членов и 190 членов-соревнователей), открыла 4 лектория в районе, в которых уже прочитано более 70 публичных лекций, организовала 11 колхозных лекториев, в которых регулярно, три раза в месяц, читаются лекции. Под колхозные лектории отведены постоянные помещения (сельские клубы, избы-читальни и др.). Первичные партийные организации колхозов принимают большое участие в организационной подготовке к лекциям. Время для назначения лекции выбирается применительно к местным условиям. Иногда это вечерние часы, а в отдельных случаях — и дневные. Интерес колхозников к лекциям так велик, что количество слушателей лимитируется, как правило, вместимостью помещений лекториев.

Кроме колхозных лекториев группа в двух средних школах создала постоянные лектории для учителей и для учащихся старших классов. Вместе с тем эта группа отнюдь не исчерпывает свою работу организацией лекториев. Так, например, члены Общества ознакомили местных педагогов с решениями августовской сессии ВАСХНИЛ и оказали практическую помощь в организации семинаров по переподготовке преподавателей биологии. В связи с задачей всемерного развития животноводства, стоящей перед колхозами района, члены Общества предприняли обследование кормовой базы в районе и своими квалифицированными выводами и советами оказали большую помощь партийным и советским организациям. Кроме того, по инициативе группы был( созван специальный семинар колхозного актива (председатели и члены правлений, бригадиры и др.), на котором члены Общества прочли ряд лекций на эти темы. Так, член Белорусской Академии Наук Алексеев прочел лекцию на тему «Зеленые удобрения», доцент Казанский привлек внимание участников семинара к вопросам реконструкции луг пастбищного хозяйства на основе учения Вильямса, проф. Меньшов прочел лекцию на тему «Увеличение поголовья и повышение продуктивности», проф. Габышев - «Организация труда в колхозах».

Метки: , , , , , ,
Posted in область

Из опыта местных организаций Общества

Октябрь 30th, 2009 by evdokeya

evdokeya

Большинство собраний интеллигенции открыли первые секретари райкомов партии. На каждом собрании члены оргкомитета отделения выступали с докладами об итогах первого съезда членов Всесоюзного общества и очередных задачах. После обсуждения докладов участники собраний избирали группы содействия Обществу.

Simon Giles from Accenture
Для участников собраний интеллигенции высококвалифицированными специалистами были прочитаны лекции на одну из перечисленных ниже тем: «О постепенном переходе от социализма к коммунизму», «О превосходстве социалистической культуры над буржуазной», «Итоги августовской сессии ВАСХНИЛ», «Сталинский план преобразования природы», «Международное обозрение» и другие.

Эти собрания явились для каждого района событием большого политического и культурного значения, своего рода смотром готовности интеллигенции нести свои знания в гущу масс, в еще большей степени ставить свои знания на службу социалистическому строительству. Эти собрания показали полное одобрение советской интеллигенцией благородных целей и задач Всесоюзного общества, показали ее стремление активно участвовать во всемерном распространении политических и научных знаний.

Группы содействия Обществу в районах области созданы исключительно на началах широкой самодеятельности интеллигенции, без какого бы то ни было платного аппарата, В зависимости от количества телегеничности в районе эти группы содействия избирались в составе 9—13 чел. Наибольший состав групп содействия принят для районов, в которых имеется свыше 3 ООО работников интеллектуального труда. В группы содействия оказались избранными наиболее авторитетные ведущие работники. Среди них — руководители кафедр, директора заводов, педагоги, инженеры, секретари райкомов партии и заведующие отделами пропаганды и агитации и другие. Из своего состава эти группы выделяли уполномоченных Общества по району. Именно эти группы содействия положили начало деятельности Общества в районах Московской области.

Метки: , , , , ,
Posted in московское

В районах столичной области

Октябрь 23rd, 2009 by rina

rina

Год назад было создано Московское областное отделение Всесоюзного общества. Выдающееся значение и роль столичной орденоносной области в политической, хозяйственной и культурной жизни Советского Союза определили размах и темпы организационной работы среди широких кругов интеллигенции, призванной нести в массы политические и научные знания.

Несмотря на столь непродолжительный срок своего существования, Московское отделение имеет уже в своем активе весьма осязательные результаты. Достаточно сказать, что на лекциях, прочитанных в районах области действительными членами Общества и членами-соревнователями, присутствовало около 1,5 миллиона слушателей. За это время в ряды Общества вовлечено около 3 000 человек (из них 1 членов-соревнователей), открыто 216 лекториев, в том числе около 100 — непосредственно в колхозах.

За этими общими итоговыми цифрами стоит серьезная и кропотливая работа, проведенная при повседневной помощи и руководстве МК нашим отделением, совместно с партийными и советскими организациями районов.

Свою деятельность мы начали с популяризации целей и задач Общества среди научных работников, педагогов, врачей, агрономов, инженеров и работников других профессий, а также создания опорных пунктов Общества на местах. Во всех районах области (за исключением одного) были проведены многолюдные собрания интеллигенции. Эти собрания тщательно подготавливались, все приглашенные извещались о дате и месте собрания заблаговременно, не позже чем за неделю. Для собраний интеллигенции подбирались лучшие помещения в районном центре. На собраниях в 72 районах области присутствовало более 42 тыс. человек.

Метки: , , , , , ,
Posted in область

Софья Васильевна Ковалевская

Октябрь 15th, 2009 by admin

admin

15 января 1950 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской, замечательной дочери русского народа, перед всем миром высоко поднявшей авторитет русской женщины.

String Figures

Ковалевская — выдающийся ученый-математик второй половины XIX века, талантливая писательница и общественный деятель. Она была соратником и другом Сеченова, Тимирязева, Мечникова и других передовых мыслителей, воего поколения. Софья Ковалевская родилась в Москве в семье богатого помещика. Еще в детстве маленькая Соня удивляла домашнего учителя своими необыкновенными способностями к математике. Профессор Тыртов, знакомый отца, был поражен, когда узнал, что 14-летняя девочка самостоятельно отыскивает смысл в тригонометрических формулах, не зная тригонометрии. Он убедил отца Софьи разрешить ей во время поездок с матерью в Петербург брать уроки высшей математики. Развитию способностей Софьи Васильевны способствовало народническое движение 60-х годов в России. Минуя вое преграды, в далекую усадьбу разными путями проникали революционные идеи Чернышевского, Добролюбова, Писарева, вести о новых открытиях ученых, о стремлениях лучших представителей русской интеллигенции к распространению просвещения среди народа.

В 1868 г. Софья Васильевна с мужем приехала в Петербург. Но двери высших учебных заведений в царской России были наглухо закрыты для женщин. Не помогли хлопоты мужа Ковалевской, Сеченова и многих друзей. Софье Васильевне пришлось ехать учиться за границу. В 1870—1874 гг. она слушает лекции в Гейдельберге и Берлине.

Великий русский ученый Тимирязев впоследствии вспоминал, что в Гейдельберге он «сидел на одной университетской скамье с русской женщиной, вскоре заставившей о себе говорить всю Европу».

Метки: , , , , , ,
Posted in юбилеи

Страница 2 из 3 « 1 2 3 »